Краткое содержание: Детские капризы. Ребенок часто
капризничает. Причины капризов. Как справиться с капризами ребенка при
расставании с родителями. Советы родителям капризного ребенка.
"Почему ты плачешь?"
Этот вопрос тысячу раз задают
родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя
выйти из дому.
- Машенька, мама пойдет на работу,
заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
-Да! Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой.
Машенька любит бабушку?
-Да! Аа-а!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
-Да! Аа-а!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
-Аа-а!!!
Понять, почему ребенок плачет, если,
казалось бы, его все устраивает (и ботиночки хочет, и бабушку любит, и от
конфетки не отказывается), почти невозможно.
Вот как объясняет подобное детское
поведение психолог Анна Кравцова:
"Сам ребенок тоже ни за что не
сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму и остаться с
бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и
вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что
расстроил или обидел маму). Почему же он плачет?
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может
показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок
не боится остаться без мамы, он не думает, что ему будет плохо с бабушкой, его
просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она
там, без него?
Взрослые наделяют слезы более
трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при
сильной боли. Ребенок же слезами
"разговаривает". Фактически разговор с Машенькой был
таким:
- Машенька, мама пойдет на работу,
заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
- Да! Но при чем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки?
Аа-а!!!
- А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?
- Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим
обижаю! Это ужасно! Аа-а!!! Бабушку жалко!!!
- А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
- Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая
плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! Аа-а!!!
Конфетку хочется!!!
- Ну почему же ты плачешь?!!
- Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! Аа-а!!!
Мама Машеньки может думать, что
девочка переживает ее уход, однако, предлагая так много других тем, она сама
отвлекает дочку от переживания расставания, и ситуация отношений мамы и дочки
превращается в ситуацию отношений ребенка со множеством других людей и вещей -
и ребенок теряется!
Ребенок хочет говорить
именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об
этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она
вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку,
который осваивает новый опыт расставаний и встреч.
Мама, которую плачущий малыш
"вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка
и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто
"откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор
обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для
разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...
Неправильно поступают также те
родители, которые незаметно ускользают из дома."
Детский психолог Анна Кравцова дает
родителям полезные советы как правильно прощаться с детьми:
Как лучше прощаться
"Попробуем найти рецепт
хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о
желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.
Итак, ребенок хочет:
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случится;
- быть уверенным, что с ней ничего не случится;
- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там
не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Постараемся совместить эти пожелания
в одной стратегии.
- Чтобы не опаздывать и иметь
возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не
надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
- Скажите честно ребенку, куда и
зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую
стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере",
или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет
слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет
мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
- Скажите точно малышу, когда
вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому
ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду,
когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные
описания событий, по которым он и определит время.
- Расскажите сыну или дочке, с кем
он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с бабушкой. Вы
покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе
встречать".
- Не сулите ребенку
"призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то
принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу
скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..."
Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени
какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку),
чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к
встрече.
Победить "сцены" помогут
"ритуалы"
"Ритуал" - это порядок
действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама
всегда:
- на три минутки берет малыша на
руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но
ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не
с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным
поведением. Ритуал помогает потому, что учит
ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет
и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
Вот 5 фраз, которые мамы произносят,
отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам:
- "Ты же сам говорил
(говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней
оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую
машинку!";
- "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно
плакать!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не
приду!"."
Автор: Анна Кравцова
Комментариев нет:
Отправить комментарий